Cпецпроекты

«Мы учим быть счастливыми». Как устроено образование в Дубае


0 6064 116

Среди новостроев столичного Голосеевского района недавно появилась Креативная международная детская школа, куда мы и направляемся. На входе меня встречает приветливая женщина – соучредительница учебного заведения Лидия Билас.

После небольшой экскурсии (а в КМДШ есть что посмотреть и чему удивиться) мы заходим в просторный конференц-зал, где наблюдаем следующую картину: взрослые женщины и мужчины в группах по 5−6 человек впопыхах пытаются объяснить свою идею команде. Они фломастерами рисуют какие-то схемы на ватманах, а потом снимают свои «художества» и себя рядом с ними на смартфон. Потом участники действа становятся в круг и слушают наставления миниатюрной женщины в центре, которая предлагает сыграть в «словесный пинг-понг».

Нет, это не свадебные конкурсы. Сегодня в КМДШ проходит тренинг для педагогов, которые сейчас сами больше похожи на школьников. Проводит этот тренинг Пранджала Дутта Дас – директор Apple International School, которая расположена в Дубае, крупнейшем мегаполисе Объединенных Арабских Эмиратов.

Пранджала работает в сфере образования уже около 20 лет, половину из которых занимала менеджерские должности в разных школах. Сейчас она является международным консультантом по образованию, а последние 5 лет возглавляет Apple International School, где  учится 2300 детей из 80 стран мира. За несколько лет на этой должности она сумела вытащить эту школу из кризиса и вдвое увеличить ее рейтинг, построив систему, основанную на доверии, взаимопонимании и профессионализме.

Пранджала Дутта Дас передает свои знания учебным заведениям в разных странах мира, а в конце лета по приглашению КМДШ она впервые посетила Киев, чтобы поделиться своим опытом и с украинскими учителями. bit.ua посчастливилось пообщаться с Пранджалой и узнать, как же на самом деле организовывается образование в Дубае и что мы можем перенять из их практики. 

Как и сколько учатся в ОАЭ

После двух лет детского сада дети в Дубае идут в школу, которой посвящают 12−13 лет своей жизни. Для классной работы выделяют 180 дней в году, а занятия тут длятся по 6 часов в день.

Образовательный процесс в Эмиратах строится на таких ценностях, как уважение, забота, вера и глобальное мышление. Поэтому в школе здесь учат не только физике и биологии, но и тому, как заботиться о себе и своих близких, как уважать окружающих, добиваться поставленных целей, становиться лучше и правильно отдыхать.

В начальной школе нет деления на математику, чтение и английский – все уроки здесь содержат компоненты разных базовых предметов. Потом обучение идет по более привычной для нас системе, но все же несколько раз в неделю в расписании есть комбинированные уроки. Например, в старших классах Apple International School в математику интегрируют компьютерное кодирование, а естественные науки изучают смежно с фешен-дизайном. Однако все универсальные дисциплины в Дубае читают до средней школы. И только в 14−15 лет студенты могут выбрать себе специализацию и углубиться ее в изучение.

«Мы считаем, что у каждого человека должны быть базовые знания по всем предметам, потому что это пригодится в жизни. Наша задача — показать детям все многообразие наук и к подростковому возрасту выявить, к чему они склонны. Если раньше школьники выбирали что-то из естественных наук, интересовались бизнесом, то современные дети стали более независимы в принятии решений о своем будущем, поэтому зачастую их даже не нужно как-то направлять — они сами осознанно выбирают сферу, в которой хотят развиваться», — говорит Пранджала Дутта Дас.

Взаимодействуем на всех уровнях — кейс Apple International School

Благодаря Пранджале преподаватели Apple International School начали много экспериментировать, каждый год испытывая на практике новые методы и способы обучения.

До прихода в Apple Пранджалла  7 лет возглавляла международную школу в родной Индии. «Я знаю, какой должна быть хорошая школа. Когда я приехала в Эмираты, то поняла, что в этой стране необходима очень прозрачная образовательная система, и если любая школа будет следовать этим стандартам, она точно станет успешной».  

По словам госпожи Дутты Дас, после знакомства с учителями и администрацией Apple International School она поняла, что эта школа до сих пор работает по схеме 20-летней давности. «А ведь в XXI веке многое изменилось, — говорит Пранджала. — Чтобы исправить эту ситуацию, я начала проводить мастер-классы для педагогов, моделируя современные виды уроков.  Уже за первый год тренингов был виден прогресс, потому что учителя схватили основные элементы моего обучения очень быстро. Я думаю, это случилось потому, что мы четко и верно определили наши цели, добросовестно и сообща работая над их реализацией».

Параллельно Пранджала занялась вопросом позиционирования преподавателей в школе. «Тогда в Apple International School учителям платили довольно низкие зарплаты, соответственно,школа не могла себе позволить нанять лучших специалистов или требовать от штатных  более высокого уровня преподавания, — рассказывает Пранджала Дутта Дас. — Кроме того, среди преподавателей не было лидеров, которые вели бы за собой остальных. А это довольно серьезная проблема для коллектива».

Не было слаженности и между школой Apple и родителями учеников. Пранджала говорит, что это одна из ключевых проблем образовательного процесса, поэтому начала приобщать родителей ко всем школьным событиям.

Когда педагоги начали демонстрировать первые результаты, а родители заинтересовались школьной жизнью, Пранджала Дутта Дас взялась за формирование культуры в каждом классе. «В Apple International School учатся дети более 80 национальностей — все выглядят и ведут себя очень по-разному, что немало влияет на образовательную систему», — отмечает Пранджала.

Прежде чем приступить к учебному процессу, первые две недели они работали над выстраиванием внутренней системы, где ученики и преподаватели полностью понимают друг друга. «Я всегда настаиваю на диалоге, ведь он поможет избежать недоразумений в дальнейшем. В школе Apple мы преодолели пропасть, которая была между учениками и учителями раньше», — объясняет Пранджала.

Также новая руководительница ввела в общую программу курсы, на которых дети учились, как правильно воспринимать и анализировать информацию. «У каждого человека это индивидуально, поэтому в ходе этого курса ребенок должен выбрать, какой тип обучения подходит именно ему и какие цели ему следует ставить перед собой», — говорит госпожа Дутта Дас.

Учимся учить — опыт Дубая в Украине

Чтобы применить достижения дубайского образования в Украине, Пранджала Дутта Дас на протяжении 10 дней проводила тренинги для учителей КМДШ. «Они очень мотивированы и увлечены своим делом, к тому же с большим энтузиазмом подходят к подготовке уроков. Поэтому нам было приятно работать вместе», — поделилась Пранджала.

В первую очередь тьютор предложила обратить внимание на степень влияния деятельности учителя и попытаться его измерить.

«Проблема украинских школ в том, что они сконцентрированы исключительно на оценивании знаний. Однако до сегодняшнего дня изобрели много способов, с помощью которых можно определить потенциал ребенка. Если этот показатель соответствует его успеваемости, значит, все идет как надо, но когда показатели расходятся, значит, с этим учеником стоит поработать больше».

Система оценивания в Apple International School строится не только на измерении успеваемости школьника. Здесь также учитывают уровень мыслительных умений, счастья и благосостояния ребенка. «Если оценивать не только то, как студент готовится к урокам и презентует свои знания, но также заботиться о его внутреннем состоянии, это поможет определить, как добиться прогресса», — считает Пранджала, которая неоднократно проверила эту формулу в своей практике.

По мнению госпожи Дутты Дас, любая школа — будь она на Востоке или в Европе — должна основывать свою систему на контроле и подотчетности. «То есть нужно измерять все, что можно измерить. Так будет проще следить за результатами и сравнивать их на разных этапах курса», — объясняет Пранджала.

Больше чем школа

В 2016 году в ОАЭ основали министерство счастья, которое должно обеспечивать «создание социального блага и удовольствия от жизни» для жителей страны. Кроме того, правительство Эмиратов поставило цель к 2020 году войти в топ-5 стран мира по уровню счастья. Такая политика отражается и на местной образовательной системе.  

«Каждое учебное заведение в Дубае составляет свой список целей, которые помогут достигнуть счастья всем участникам учебного процесса, — рассказывает Пранджала. — В Apple International School есть специальная программа, в рамках которой мы обучаем студентов разным способам быть счастливыми — морально и физически. Также важно уделять достаточно внимания предмету изучения и отношению человека к нему. Наш подход весьма всесторонен и базируется на том, чтобы заинтересовать ребенка ходить на уроки, а также сделать его более уравновешенным человеком с гармонией внутри».

Подписывайтесь на нас в Facebook

Написать комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: